понедельник, 28 октября 2013 г.

Pax Baltica

  В результате голосования первым кандидатом на обзор стала Pax Baltica. Это, наверное, самый популярный варгейм из моей коллекции. Уже сыграно порядка 10 партий и хочется ещё! Почему-я попытаюсь рассказать в этом обзоре.


  Примечание: Если смотреть на фотографии, то можно увидеть фотоотчет о партии! 
  Игра посвящена Северной войне 1700-1721 годов между Швецией и антишведской коалицией, состоящей из России, Саксонии, Польши и Дании. Надо сказать, что тема неизбитая, по ней я знаю только стратегическую Poltava's Dread Way, Полтаву от Статус Белли и несколько старых игр. У игры вообще интересная история, она была издана шведским издательством крошечным тиражом, случайно попала в Америку, там ей заинтересовалась GMTGames, и вот она уже издана этим издательством.
Ситуация на начало игры
  Создали игру шведы, что одновременно и хорошо хорошим знакомством с темой, и внушает опасения возможной перекачанностью шведской армии. Сразу скажу, что эти опасения не подтвердились, и на мой взгляд игра отображает силы сторон вполне адекватно.
Куда же без Саксонии?
  Еще на заре моего увлечения варгеймами я сделал ПнП Julius Caesar. Юлий Цезарь понравился простотой, элегантностью и динамикой происходящего, хотя историчность вызывала большие сомнения. К сожалению, из-за корявости моего изготовления он не стал завсегдатаем на нашем столе, а покупать его было тогда для меня слишком дорого.
Битва под Нарвой
  Но когда я услышал о Pax Baltica то, помня Цезаря, сразу заинтересовался. Отличная тема, известный хороший движок, адекватная цена-как тут не устоять! И вот заказ сделан, и я стал счастливым обдадателем этой игры. Правила прочитаны в первый же вечер (кстати правила написаны отлично, простой язык, все четко и по делу), и назавтра же-первая партия. И впечатления очень позитивные, причем как у меня так у моего напарника, хотя он и новичок в варгеймах. Но обо все по порядку...  
Россия маленько восстановилась после Нарвы
Компоненты

  В основе игры лежат блоки армий и полков, которые имеют следующие характеристики: скорость, инициатива, сила, количество обозов и количество шагов, которое может менятся путем поворота блока, обозначающее численность войска.
  Блоки перемещаются по карте, разделенной на области, каждаяя из которых имеет силу гарнизона столицы и показатель снабжения.
Оборона строящегося Санкт-Петербурга
Правила
  Правила не станут откровением для людей, уже игравшим в блочные варгеймы, хотя и добавлены некоторые интересные механизм. Впрочем и игрокам, незнакомым с данным типом игр они дадутся без труда.
Ну не могут шведы оставить Петербург в покое!
 Основной единицей времени является год, который в свою очередь поделен на сезоны. Перед началом года происходит фаза подкреплений - стороны выводят на карту подкрепления и восстанавливают понесшие потери части, используя очки подкреплений нации, которые зависят от числа территорий под контролем. Очки подкреплений вообще основа игры, так как они являются и победными очками. Затем последовательно проходят 4 сезона, каждый из которых состоит из нескольких фаз:
  1)Фаза броска действий: путем броска кубиков определяется число действий у каждого игрока;
  2)Фаза действий: игроки тратят свои действия на движение, разведку, бросок на событие и осады;
  3)Фаза сражений: происходят сражения;
  4)Фаза снабжения: игроки проверят снабжение своих блоков.                             
А саксонцы время зря не теряли-уже взяли Ригу
Сражения
  Сражения проходят также, как и в большинстве блочных варгеймов: армии игроков в порядке инициативы бросают кубики в количестве своих шагов и попадают на определенное число либо отступают. Нанесенные хиты уменьшают количество шагов(то есть  поворачивают на 90 градусов) у вражеских блоков. Если это последний шаг то блок уничтожается, если все блоки уничтожены или отступили, то противник побеждает.
Кто же победит?;)))
  Если по истечении 3 раундов победитель не определен, то побеждает тот, кому принадлежит территория, на которой происходит битва, а проигравший отступает. И вот тут проявляется важный нюанс игры, если отступать некуда, то блоки уничтожаются. Поэтому очень выгодно "зажать" противника так, чтобы ему было некуда отступать и уничтожить его.
  Осады проходят подобно сражениям, но длятся только 1 раунд.
  Снабжение
  Снабжение в Pax Baltica мне очень нравится. В конце сезона игроки проверяют свои войска на количество фуража. Количество очков снабжения, поставляемое регионом, плюс обозы с продовольствием тратятся на войска по 2 на армию либо 1 на полк. Вроде бы все просто, но это реально работает! Снабжение очень сильно влияет на боевые действия, и вести наступление , например, в Финляндии очень проблематично из-за нехватки фуража. Выглядит очень исторично и атмосферно. 
Дипломатия
Шведы прорываются к Москве, а русские штурмуют Нарву!
  Когда я покупал игру, меня очень привлекло то, что присутствуют второстепенные нации, которые могут присоединяться к игрокам. Правил я не читал, но надеялся, что какая-никакая дипломатия в игре будет. Но в этом вопросе меня ждало разочарование: дипломатии в игре как таковой нет. Присоединение держав определяется банальным броском кубика. Единственно, можно реально влиять на присоединение Украины к Швеции путем нахождения в Украине Карла XII, да Ганновер автоматически присоединяется к шведам при оккупации Коалицией Голштейн-Готторпа. Но этого мало!
  В общем дипломатии в игре вы ен получите. А жаль! Можно было бы прикрутить какую-нибудь возможность влиять на другие страны, например через трату действий или как-то по другому.
Ситуация развивается...
Исторические правила
  Исторические правила в Pax Baltica проработаны отлично. Их достаточно много, но зато они очень логичный и атмосферные. Например, реформа русской армии: после того, как был уничтожен русский блок армии, запущена русская военная реформа. В игре есть 4 русских блока, которые можно реформировать. В фазу подкреплений игрок может отправить один из таких блоков на реформу, при этом исходный блок убирается из игры, зато через 2 года в игру входит его реформированная версия. Вот и приходится выбирать-похуже сейчас или получше потом. Выбор, надо сказать, далеко не очевидный. С потерей этих блоков сильно страдает оборона, но без реформы на контратаку можно даже не надеяться.
Шведы почти дошли, но штурмовать уже нечем 
  А Ньен становится Санкт-Петербургом, если русские захватят его и будут удерживать 2 года. Причем после перестройки у русских появляется флот и сила гарнизона Петербурга сильно повышается.
Баланс
  Часто можно встретить мнение о том, что шведы, сразу атакуя Москву, очень легко выигрывают войну. Но в наших партиях такого замечено не было. Ведь для того, чтобы иметь хорошие шансы на взятие Москвы, нужно минимум 2-3 армии. При продвижении они нет-нет, да ослабнут, а чтобы их восстанавливать, нужно что до них проводилась линия снабжения через дружественные территории. Значит нужно захватывать промежуточные регионы, но это дает русским время накопить силы. К тому же прорыв к Москве ослабаляет позиции шведов в прибалтике, чем успешно пользуютя русские с саксонцами. Обычно это помогает... 
Новое наступление шведов

Впечатления
  Pax Baltica сохранила присущую блочным варгеймам простоту и динамичность происходящего, но на мой взгляд приобрела гораздо большую историчность, чем те же блочные варгеймы от Коламбии (из них я играл в Юлия Цезаря). Это связано с более продуманными правилами на снабжение, наличием второстепенных держав и интересными историческими правилами, как например реформа русской армии. Вообще она максимально отошла от присущей блочным варгеймам абстракности, и по параметру историчности максимально приближена к фишечным варгеймам.
Шереметев в Украине догнал Мазепу
  Она отлично подходит для приобщения новичков к варгеймам, но при этом отнюдь не казуальна и представляет интерес для опытных игроков.
Тут в игру вступают турки
  Тем не менее есть и определенные недостатки, главный из которых это большое влияние рандома на получение действий и подключения союзников. Вообще на мой взгляд можно было сделать дипломатию более интересной, например ввести возможность влиять на бросок кубика действиями или что-то подобное.
Русские переходят в контратаку
  Но тем не менее игра отличная, и моя оценка-9 из 10.
Куда турки забрались!
Но это им не помогло...
Dixi.
P.S. Следующий обзор-Chariots of fire. А пока обзора нет, можно почитать отчет о партии: http://oflex.ru/2013/10/24/otchjot-chariots-of-fire-i-formula-d/

Комментариев нет:

Отправить комментарий